browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Вокруг Чёрного моря за 120 $. Часть 7. Турция. Трабзон.

Posted by on 15.12.2011

 От Амасры, что в Вифинии до Трабзона, что в Понте 865 км. Мы ехали через Синоп полных 2 дня. До Самсуна дорога временами уходит в сторону от моря или же поднимается на очередной перевал. После города Терме она идёт вдоль берега, представляя собой автобан отличного качества. Единственное препятствие на пути – это множество городов со светофорами и перекрёстками.

 Сначала около 90 км до города Джиде мы ехали рейсовым автобусом. Конечно же снова бесплатно! Горная дорога извивалась над пропастью, но водитель уверенно управлял автобусом, как-будто ехал по автобану.

В салоне царит оживлённая атмосфера и никак не скучно ехать. Когда плакал ребёнок, то мужчина, державший его на руках насвистывал какую-то мелодию, чтобы его успокоить. Мужчины сидят рядом только с мужчинами, а женщины с женщинами. Так принято. Исключение составляют лишь супружеские пары. Если вы по неосторожности присядете возле женщины или подойдёте к ней на улице что-то спросить, то скорее всего она начнёт пугаться вас и избегать общения. А если рядом будут мужчины, то с вами могут строго поговорить об уважении местных традиций. Хорошо, если вас не приревнуют к супруге. В горах водитель сигналит перед каждым поворотом, предупреждая встречный транспорт о своём приближении.

 От Джиде до Инеболу было очень мало машин. Пока я стопил, Дима даже поспал под инжиром.

Когда мы были в селе Акияр, меня окружили дети в одинаковой школьной форме и наперебой хотели что-то рассказать и требовали их фотографировать. Мимо проходила учительница и забрала от меня весь этот улей. Но детки были более, чем доброжелательны – махали мне ручками и посылали на прощанье воздушные поцелуи.

На этом участке запомнился корыстолюбивый почтальон, которого мы встречали 4 раза. Ещё в Джиде он предлагал ехать с ним до Синопа за деньги. Попутно по сёлам он останавливался, выгружая почту и когда он нас снова обгонял, то ехидно жестикулировал и приговаривал: “мани, мани”. Наконец, в одном из сёл почтальон зашёл в кафе, где нас поили чаем два парня Мурат и Исаак, а мы рассказывали некоторым присутствующим там о нашем путешествии. Почтальон опять пристал к нам со своим “мани, мани” и начал жаловаться на всё кафе, что мы ездим бесплатно. Но хозяин кафе и все остальные дружно встали на нашу защиту и почтальон с позором удалился на улицу, где шёл дождь. Так гостеприимство победило корыстолюбие. Больше почтальона мы не встречали.

Был и такой момент:

 От Инеболу до села Эврени нас пригласили проехаться на кузове полугрузовика рабочие. Вот это был адреналин! Ветер, море, горный воздух и фото в кузове.

В селе рабочие нас, конечно же, напоили чаем.

После этого мы пошли к ближайшей мечети отдохнуть. Там был бесплатный туалет с горячей водой и краны для мытья ног. Почему бы не побриться и не помыть ноги. По всей Турции встречаются такие удобства, особенно возле мечетей.

 Уже стемнело и мы думали ставить палатку в Тюркели. Но постоянно кто-то останавливался и ещё немного подвозил. Но в селе Аваз решили твёрдо – ночуем здесь. Была роса после дождя и мы решили ставить палатку в недостроенном доме. Опыт уже у нас был в городе Люлебургаз. Разгребли имеющийся песок, чтобы мягче спать и через минут 10 палатка уже стояла. По неосторожности, я забыл выключить фонарик и с дороги нас заметили из проезжающей машины. Ниссан притормозил и заехал прямо в дом, осветив фарами нас и палатку. В кабине было двое молодых людей. Потом ниссан уехал, но через три минуты вернулся ещё с третьим человеком. Что нас ждёт, мы не знали. Третий человек по имени Акан оказался сыном хозяина стройки, на которую мы забрались и бригадиром местной стройбригады. Он мягко нас заверил, что всё понимает и его отец не возражает, чтобы мы ночевали на его стройке. Но после этого он настойчиво стал нас приглашать переночевать у него в общежитии, где в эту ночь никого как раз не было. Нас долго уговаривать не пришлось и мы быстро собрали палатку. Нас отвезли в общежитие, где мы оставили рюкзаки, а потом напоили чаем и накормили в соседнем маркете. Акан немного знал русский и оказалось, что у него жена из Украины, из Запорожья. Когда он услышал, что мы тоже из Украины, то был так рад, что даже приглашал переезжать в Турцию и обеспечить работой. После новых впечатлений мы хорошо отдохнули до утра в нормальных условиях.

 Этот день был богат на турецкое гостеприимство. Если к этому ещё добавить, что на пекарне нам подарили екмек (хлеб) и подростки, заплатившие за интернет, разрешили им воспользоваться, то можно сказать, что мы купались в доброте местных жителей.

1 ИЮНЯ.

 Турция – удивительная страна, в которую легко влюбиться с первого взгляда. Нету пьянства, не поощряется воровство и ложь, все мужчины заняты делом и не шатаются по улицам просто так. Они руководят всем и везде, даже кушать готовят в местах общественного питания. А женщин на улицах мало, они заняты больше домашними делами. Турки очень наблюдательны. Сразу замечают нового человека и обязательно проявляют интерес, обычно предлагая помощь. Они не подвозят попутно, а катают, являясь хорошими гидами. Если не нарушать их традиции и не задевать религиозные чувства, то вы будете самым желанным гостем и другом.

 До Синопа доехали быстро с одной пересадкой. На окраине города смотрели предметы времён Рима, выставленные у заправки.

Синоп (Синопа) — в древности одна из главных греческих колоний на южном берегу Чёрного моря, на полуострове Пафлагонского побережья, к востоку от мыса Карамбиса. Благодаря удобному положению и двум гаваням Синоп скоро стал богатым торговым городом. С возведением в IV в. н. э. Амасьи на степень главного города Понта благосостояние Синопа стало падать. С 1204 он принадлежал к Трапезунтской империи, но уже в 1214 его завоевал вначале никейский император, а потом в 1461 году сельджукский султан Магомет II. Синоп находится на территории, где соприкасаются западная и восточная черноморские климатические зоны. Среднегодовая температура в Синопе положительная: +14°C, средняя температура января -2°С; средняя температура июля +29.4°С.

 На окраине Синопа нам остановился Исмаил на “фольксвагене”. Согласился подвезти около 30 км до Герзе, куда он направлялся к родителям. По пути делали остановку на чай, смотрели фазанов, спокойно общались.

Исмаил звонил маме и о чём-то договаривался. При въезде в Герзе Исмаил свернул в небольшую улочку и это вызвало сразу вопрос: “нэрэйе гитмекь?” (куда едем?) Улыбаясь, Исмаил спокойно сказал: “в гости к моей маме, а потом идём на море”. Мы всё поняли и покорились. Нас ждало не только знакомство с родителями Исмаила, но и турецкая кухня. Нас угощали вкусным супом и лапшой с йогуртом по-испански.

Но это был ещё не весь сюрприз. Исмаил заявил, что через полчаса отвезёт нас в Самсун за 140 км. Позже он рассказал, что ради нас поменял планы и решил отвезти маму в клинику сегодня, а не завтра, как хотел вначале. Мы снова покорились, видя, как ана (мама) уже собирается в дорогу. Да, каждый день мы убеждались, что турецкому гостеприимству славянам ещё долго учиться.

 По Самсуну нас покатал полугрузовик с ящиками. Попутно водитель заехал на овощную базу, где прямо на земле валялись хорошие помидоры и лимоны. Пока Дима собирал урожай, ко мне пришёл работник базы и принёс пакет с помидорами и лимонами.

После этого водитель посадил в машину ещё 2 мужика и повёз нас в непонятном нам направлении. Дима начал мне шептать: “ну всё, точно на фарш”. К счастью, мужики по пути повыходили, а нас высадили на окраине города по направлению на Трабзон, где и нужно было.

 Шёл мелкий дождь и мы за 3 часа продвинулись всего на 20 км, застопив 2 локала. Потом повезло. Нам остановился большой грузовик “мерседес”, который ехал в Азербайджан. Но ночует дальнобойщик в Трабзоне, поэтому туда и договорились. Но это было отлично – проехали 270 км. С этим водителем особенно ощущался языковой барьер, так как он не знал никакого языка, кроме турецкого и не очень был разговорчив с нами. Зато по телефону болтал много. Неожиданно протянув мне телефон, он сказал: ” говори!” На связи была девушка, чисто говорившая на русском и сразу начала раскручивать меня на секс по телефону. Тактично отказавшись, я вернул телефон удивлённому хозяину и тот ещё долго с ней болтал по-турецки. Мы заметили, что наш водитель несколько зациклен на женщинах. Раньше он ездил на Украину и, как только вспоминал об этой поездке, то снова и снова повторял: ” Украина мадам гюзель…” Мы проехали много городов и наслаждались красивейшим побережьем. Также проехали массу тоннелей, самый длинный из которых был 3870 метров.

 До Трабзона не доехали всего 10 км. У грузовика начались проблемы с двигателем и нам пришлось выйти. Тут же к нам подъехал пожилой таксист и пригласил садиться. Мы отказывались, говоря : “пара йок” (нет денег). Он был настойчив, убеждая нас: ” Садитесь, Аллах помогает!” Мы сели и таксист нас отвёз в Трабзон, высадив возле развалин императорского дворца. Время было позднее и мы, обойдя порт, решили разбить палатку на лужайке между автобаном и морем. Уже через 5 минут нас обнаружили всевидящие полицейские. На этот раз документы таки проверили и после этого было самое интересное. Представьте такую картину – два вооружённых полицейских ищут в темноте место, где удобнее поставить палатку! Уходя, они показали, где находится патрульная машина, и просили обращаться, если что-нибудь понадобится. Приятно испытать к себе такое внимание. Я представил, если бы эта ситуация была в Украине. Нас могли бы отвезти на дня три в “обезьянник” до выяснения, а потом бы отпустили, даже не извинившись. Ночь прошла спокойно, если не считать шум двигателей самолётов, взлетающих и садящихся рядом на аэродроме.

 Хотя мы с Димой разные автостопщики, – он экстремал, а я стратег, но это никак нам не мешало взаимопониманию. Как христианам, нам помогало открытое общение, а также проявление самообладания и уступчивости. Буду рад поехать с Димой снова в путешествие, в августе. А мы планируем такую поездку на Балканы.

2 ИЮНЯ.

 Утром я пошёл к рыбакам возле маяка за кипятком. И вы не удивитесь, если я напишу, что рыбаки стали приглашать с ними завтракать. Именно так и было.

 Около 11-00 мы медленно брели по окраине Трабзона под мелким дождиком в сторону Грузии. Нас догнал солидный мужчина лет 45 и заинтересовался, откуда мы и куда едем. Когда мы объяснили, что путешествуем автостопом, он неожиданно предложил: ” идём со мной, у меня здесь рядом есть небольшая фирма, сейчас поедете автостопом.” Как вы думаете, в какую фирму привёл нас Шенол? В туристическую, у которой есть свои автобусы. А Шенол оказался директором туристической фирмы “Prenskale”. Из офиса нам сразу принесли чай, а через минут 15 подъехал комфортабельный рейсовый автобус Трабзон – Батуми. Шенол дал водителю и его помощнику указание довезти нас до Батуми бесплатно и ещё через минут 5 мы ехали в Грузию. Всё это происходило, как сон. Но мы уверены были в помощи Бога.

Для нас поездка в автобусе была своего рода отдыхом от общения на иностранных языках. Хотя примерно в середине пути с нами захотели познакомиться иранцы, ехавшие в Грузию.

 Немного было жаль покидать такую удивительную страну, как Турция, с её замечательными людьми. Мы чувствовали себя уютно среди гостеприимных, отзывчивых и любопытных жителей. Сначала необычно быть постоянно в центре внимания, но потом привыкаешь и не убегаешь от желающих помочь мужчин. Мы освоили турецкий прощальный жест – объятия с прикосновением головы с обеих сторон поочерёдно. Мне очень понравился турецкий мелодичный язык, который мне легко давался и я с удовольствием говорил новые слова. Турки – красивые коренастые мужчины с тёмно-коричневой кожей и незаурядным темпераментом. Только после Трабзона внешне турки становятся больше похожи на грузин, чему причиной явилось смешение двух народов в древности. Ещё раз подчеркну, что дороги в Турции – просто отличные. Никаких ям, а знаки и разметка настолько удобны и ясны, что слепой не заблудится. Перед въездом в города стоят знаки с названием на турецком и указанием количества жителей.

 На турецко-грузинской границе была толкотня, как на рынке. Все хотели пройти паспортный контроль без очереди, просто кошмар. Машины сбились все в кучу, образовав пробку, сигналят, водители ссорятся. Это Сарпи. Но на грузинской стороне нам помогло украинское гражданство. Один пограничник решил нам помочь, потому что мы украинцы, а значит, по его словам друзья Грузии. Наши вещи никто даже не досматривал, а на выезде с таможни мы долго ещё ждали нашего автобуса до Батуми.

 (Продолжение следует)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *