browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Автостопом на Кавказ. Часть 8. Юг России и Украина

Posted by on 06.07.2012

После погранперехода “Верхний Ларс” началась Северная Осетия, тоже красивые горы, но пониже.

Проехали Владикавказ, а значит Кавказ остался позади. Оглядываясь назад, можно вдалеке видеть горную цепь, которую мы только что пересекли. Было немножко жаль, но Кавказ – это место, куда я ещё вернусь.

В компании азербайджанцев Игоря и Виталика до наступления темноты как раз получилось доехать до Пятигорска (Ставропольский край). Вышел я на объездной дороге возле заправки.

Рядом красовалась гора Машук, памятник природы. Рядом с ней горы-спутники поменьше: Дубровка, Казачка, Пост и Пикет. Всего 5 гор, отсюда и название города Пятигорск.

А вдалеке в ясную погоду красуется Эльбрус, самая высокая гора на Кавказе (5 642 метра).

Надо было где-то разбить палатку и я присмотрел скошенный газон на территории заправки. Подошёл к окошку, откуда высунулся Саша. Когда я его тактично попросил разрешения поставить палатку, он пошёл со мной и даже показал лучшее место, ещё поделился водой. Рядом со мной в “волге” ночевала семья из Армении, было не скучно. Подошли двое парней-черкесов из остановившейся машины:

– Вы что, жить здесь собираетесь?

– Конечно, надо же где-то жить! – я им весело.

– Смотрите, осторожно, а то у нас тут беспредел.

– Спасибо, ребята. Я буду осторожен.

Поболтали минут десять. Приглашали меня парни в Черкесск в гости. “Приезжайте, всё хорошо сделаем”, – говорили. Надо подумать, ведь в Карачаево-Черкессии я ещё не был.

После 624 км от армянского Дилижана до российского Пятигорска, уставший, но счастливый, я уснул в палатке сверху на спальнике из-за духоты.

14 ИЮНЯ

Утро этого дня началось с кавказского гостеприимства. Застопил “форда”-буса всего на 10 км до оптового рынка на окраине Пятигорска. Водитель Славик ехал с сыном лет 12 Лёней на рынок за закупкой товара, они из Нарткалы (Кабардино-Балкария). Славик проникся к моему поступку, как он назвал моё путешествие по Кавказу и стал делать для меня всё, что мог. Сначала покормил во “вкусном” киоске, потом дал телефон и разрешил позвонить жене в Украину и ещё всунул мне 500 рублей на дорогу. Это был тот случай, когда отказать – значит обидеть.

От Пятигорска от Тихорецка было много локала. Кто меня только не подвозил? Тимоха-строитель до Минеральных Вод, даже за город вывез, чтоб удобно дальше стопить было.

Был ещё Игорь, который высадил меня в степи на повороте в станицу Нагутскую. Зато сказал: “ну вот, теперь день не зря прошёл, помог человеку”. Иван тоже был, всё про Чечню спрашивал.  “Сильно мы их раздолбили там в 2 000 году”, – вспоминал он своё участие в той войне. Гена на белой “Тойоте”, лет 19 ему, шумахер какой-то, 180 км/час минимально показывала стрелка спидометра. До Армавира долетели быстро, обогнав всех, кто мне не остановился. До Кропоткина довёз Хан, дагестанец, с которым завёлся спокойный разговор о футболе. На прощание Хан купил для меня обед – 2 больших сосиски в тесте и бутылку украинского, кстати,  оранжевого напитка “биола”.

Потом в Тихорецке всё равно я зашёл пообедать в кафе “Бирюса”, что у дороги. Там был кондиционер, такое облегчение испытал в 44-градусную жару. Вообще, от жары спасался в машинах и кафешках. На улице просто невыносимо даже в тени, пот заливает всё тело.

Со Славиком, взявшим меня до Ростова-на -Дону было не скучно. Он рассказывал всякие ростовские бандитские истории и анекдоты. Когда обгоняли болгарских дальнобойщиков, я пожаловался, что уже третий раз их обгоняю, а они ни разу не остановились мне у трассы. Славик, то ли в шутку, то ли всерьёз, предложил: “хочешь, мы сейчас их по-ростовски остановим,  – подрежем и посадим тебя? ” К счастью, до дела не дошло. Не знаю, что за крутой чел этот Славик, но надпись на авто у него забавная.

Через Ростов-на-Дону еле прорвался по западной окраине на выезд в сторону Украины. Просто город-пробка какой-то, ещё в вечерний час пик попал.

До Таганрога уже поехал рейсовым автобусом за полцены, которую предложил сам водитель. Стою на окраине Таганрога, до границы с Украиной 50 км осталось, темнеет, почти никто не едет в мою сторону. И тут едет, как вы думаете, кто? Правильно, болгарский дальнобойщик! И останавливается мне с четвёртого раза!

– Вы быстро едете, – говорит мне он.

– Конечно, я же на легковых, а вы на грузовике.

– Сегодня мы ночуем на границе, а завтра можете ехать с нами хоть до Одессы, – начал приглашать меня.

До границы, где его ждали ещё 2 болгар из “связки”, мы доехали вместе, а дальше у меня были свои планы. На КПП чуть не сожрали комары, пока российские пограничники думали, по сколько человек пропускать за один раз. Но, к счастью, комары и пограничники не сожрали и уже по темноте я перешёл пешком в Украину, получив неоходимые штампы в загранпаспорт.

От границы до Новоазовска меня подвёз местный житель Аркадий. Спустившись к Азовскому морю, заночевал в палатке под деревом. Жаль, но искупаться не смог из-за ила и битого стекла.

За день проехал 666 км, чем остался доволен.

15 ИЮНЯ

Когда приехал в Мариуполь, там после ливня по дорогам текли настоящие реки. Но это не самое неприятное. Во время покупки билета на поезд Мариуполь – Киев у меня не хватило гривней. Обмен валют оказался закрыт, в банкомате деньги закончились, подошёл к таксистам. Они предложили разменять доллары на гривны по курсу 1 к 5 при официальном курсе 1 к 8. Меня это так возмутило, что я им высказал всё, что думал. Примерно следующий смысл был в моей речи: ” Я весь Кавказ объехал, меня принимали чеченцы, ингуши и армяне как родного, – в дом приглашали, угощали, а приехал домой и вы меня обманываете; земляки ещё называетесь”. Молчали, как обкаканые. Деньги я разменял в другом месте и билет купил, но неприятный осадок остался.

До поезда было 5 часов свободного времени и я провёл их на городском пляже с купанием в море и загоранием на пляже. Сгоранием, как позже стало ясно ))

Закончил свой кавказский путь в поезде “Азов”, где хорошенько отоспался.

Итак, за 12 дней наездил автостопом 5 166 км и приблизительно 1 500 км поездами. Увидел 3 новых страны – Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах. Ночевал 4 раза в палатке, 4 раза в домах, 2 раза в поезде и ещё 1 раз в автобусе. Потратил 100 $.

Все народы Кавказа объединяет одна хорошая черта – гостеприимство, пусть временами и навязчивое. но от всей души. Равнодушным украинцам есть чему поучиться, не секрет.

Более воинственного народа, чем русские, я не знаю пока. Это особенно видно на примере их военной агрессии в республиках Северного Кавказа. Не зря их там не любят, а военных и отстреливают ещё. В то же время мышление тех же чеченцев поражает рассудительностью. Как высказался один из них, которого русские истязали: “русские люди не плохие, плохая власть в Кремле”.

Самая, на мой взгляд, ненадёжная республика на Кавказе на сегодняшний день – это Дагестан, отличающийся полным хаосом и беспределом. Такое чувство, что там война может начаться в ближайшее время.

Хорошо себя чувствуют украинцы в Грузии. Политические дружественные отношения между странами находят яркое отражение в добром обращении, начиная с самой границы. “Ласкаво просимо у Грузiю”, – говорил нам пограничник.

Но независимо от политики и менталитета, везде есть как хорошие, так и плохие люди. Поэтому, пока такой мир существет, важно сохранять бдительность и осторожность. А “золотое правило” из Библии “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”  работает во всех странах и территориях.

Приятных вам путешествий, друзья!