browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

От моря до моря через Балканы. Часть 5. Черногория и Хорватия.

Posted by on 15.12.2011

ЧЕРНОГОРИЯ.

Черногория – красивая и уютная страна с мягким климатом и уникальной природой. Города небольшие, как и сама страна, и в них сохранились старые здания, крепости и стены, привлекающие туристов со всего мира. Ну и конечно же Адриатическое море! Люди здесь славянской внешности, говорят на сербско-хорватском языке, называемом черногорским. Местная валюта – евро. Русскоязычное и международное (Montenegro) название Черногории происходит от топонима Чёрные Горы. Согласно Конституции Черногории, республика является «экологическим государством», под различными природоохранными режимами находится 8,1 % территории. И это сразу видно по тому, какое чистое здесь море и незаметна какая-либо крупная промышленность. Байрон писал о Черногории: «В момент рождения нашей планеты, самая прекрасная из встреч земли и моря произошла в Черногории… Когда сеялись жемчужины природы, на эту землю пришлась целая пригоршня…» Эту страну стоит посмотреть. Разочарования не будет, это уж точно!

Первая наша встреча с морем произошла в городе Бар, где мы гуляли вдоль набережной, а потом поставили палатку между пальмами на пляже. Первое купание в водах Адриатики было уже вечером в темноте. Вода была тёплой, но заметно солёной. На пляжах Бара крупная галька, так что заходить в воду немного трудно из-за камешков, давящих в ступни ног. Сейчас высокий сезон, поэтому отдыхающих полно со всей Европы. Немного напоминает Южный берег Крыма. После освежающего купания мы с Димой сладко уснули в палатке между пальмами.

10 АВГУСТА.

Утром я встал раньше Димы и пошёл в море купаться. Это было здорово! Пока я купался, на берегу появилась пара лет по 45. Женщина без колебаний сняла бюстгалтер и пошла в море. Мне это соседство не понравилось и, пока не собралась толпа нудистов, я вернулся к нашим пальмам.

Посидев у моря и насладившись шумом набегающих на берег волн и криками чаек, мы отправились в путь. До города Будва нас подвозил цыган Марьян на “мерседесе”. Когда он увидел, что в моём “олимпусе” разрядились аккумуляторы, то достал свой “кэнон” и очень настаивал обменяться фотоаппаратами. Я колебался, не зная, насколько его предложение нужно воспринимать всерьёз. Через полчаса Марьян резко передумал идти на такой обмен. По пути мы делали остановку, чтобы посмотреть на посёлок Святой Стефан, являющийся символом Черногории. Это бывшая рыбацкая деревня, которая была превращена в курорт. Песок пляжа розового цвета, а длина составляет 1170 м. Этот самый известный курорт Черногории был основан на небольшом скалистом острове. На берегу, с которым остров связан узким песчаным перешейком, за последние годы вырос курортный поселок, где расположены преимущественно отели категорий 4 и 5 звёзд. На Святом Стефане сохранилась уникальная архитектура, там можно любоваться узкими улочками, живописными пейзажами и домиками в средиземноморском стиле. Нам понравилось это место.

По Будве мы гуляли снова по набережной. Смотрели на красивые пальмовые аллеи, покупали мелкие сувениры и просто наслаждались морскими пейзажами. Это одно из самых солнечных мест на Адриатике и в Европе. Будва – главный туристический центр страны. Будучи основанной 2500 лет назад, Будва является одним из самых древних поселений на берегах Адриатического моря. Будва опоясана пляжами, большинство из которых являются либо крупнопесчаными либо мелкогалечными.

Впечатлил нас вид на старый город, который хорошо просматривается с цитадели и с трассы на западе города.

Следующий уникальный город, который мы посмотрели был Котор, старая часть которого находится под охраной ЮНЕСКО. Котор расположен у одного из самых прекрасных заливов в мире Котор, является городом торговцев и знаменитых мореплавателей. Долгое время существовало убеждение, что залив представляет собой фьорд, благодаря чему за ним закрепилось и до сих пор используется, прежде всего в туристической сфере, именование «самый южный фьорд в Европе». Городские крепостные стены непрерывно строились и перестраивались с IX по XIX век. Стены окружают старый город и поднимаются на каменистый холм, у склона которого расположился Котор. Длина их составляет 4,5 километра, высота достигает 20 метров, а толщина — 16 метров. Впечатляет!

Мы объехали весь Которский залив и увидели всю его красоту. Между населёнными пунктами Пераст и Рисан мы шли пешком, так что могли вдыхать свежий воздух Котора.

Потом мы сели в рейсовый автобус до города Игало. От Игало на такси доехали до границы с Хорватией.

Здесь, перед таможней, произошёл смешной случай с арбузом. Когда мы вышли из такси и направлялись к таможне, прямо перед нами из открывшегося для досмотра багажника автомобиля вывалился огромный арбуз и треснул. Дима обнял арбуз и стал возвращать его расстроенному хозяину. Тот отмахнулся: “не нужно”. Дима на глазах у публики, состоявшей из пограничников и туристов, развернулся и стал нести арбуз в ближайшие кусты. Я его окликнул:”ты куда?” Дима:”этот арбуз только что выпал из машины. Идём кушать!” Присев в удобном месте, мы устроили арбузиный пир. Один пограничник кричал нам издалека: “Добре?” “Добре, добре”, – отвечали мы ему. Арбуз был около 10 килограммов и съесть его мы никак не могли, также как и взять с собой. Поэтому примерно половину добычи Дима любезно подарил пограничникам, которые приняли немало повеселились со всей этой истории с арбузом.

Черногорскую таможню мы прошли легко.

ХОРВАТИЯ.

А вот хорватский молодой таможенник,одев белые перчатки, устроил нам тщательный досмотр личных вещей. Особенно его заинтересовали лекарства в аптечке. После этого унижения мы прошли по Хорватии около 1 км и разбили палатку недалеко от трассы на окраине виноградника.

11 АВГУСТА.

Утром приехал на работу в винограднике тракторист по имени Боже. Был не очень расположен с нами общаться. Говорил, что туристы загадили всю Ховатию, с чем было трудно спорить, так как всякая гадость валялась у нас под ногами. Ещё Боже был опечален недавней войной на этой земле, во время которой убили его родителей. Здесь многие жители пострадали по той же причине и недоверчиво относятся к гостям.

Добраться автостопом до Дубровника, конечной цели нашего путешествия оказалось сложно. Хорваты почти не останавливаются, а транзитные машины заполнены до отказа. Скорость на дороге небольшая из-за огромного количества машин со всей Европы. Всё же хорват по имени Матко, а потом другой хорват Элвис довезли нас до жемчужины Хорватии – Дубровника.

Здесь старый город отлично сохранился и по нему сегодня гуляли тысячи туристов. И вправду интересно! Дубровник – рукотворное чудо, достойное восхищения и нельзя не согласиться со словами, принадлежащими Бернарду Шоу: “Тот кто ищет рай на земле, должен посетить Дубровник, так как нигде больше не найти такого величия и умиротворения, такой красоты и гармонии”. Благодаря многообразию культурно-исторических памятников город Дубровник занесен в книгу мировых сокровищниц ЮНЕСКО. На территории Дубровницкой Ривьеры находиться около 80 летних резиденций знати, построенных в стиле эпохи Возрождения(16 век). Старый город представляет собой хорошо сохранившийся образец средневекового средиземноморского города.

Искупавшись в море, мы стали подниматься на Задранску кесту (автодорогу), чтобы отправиться в обратный путь домой на Украину. Подъём был крутым и мы по пути подкрепляли свои силы инжиром, растущим здесь в изобилии.

Назад мы хотели отправиться через боснийский город Требинье на север Черногории к каньону на реке Тара, а дальше через Косово в Македонию. Но наши планы неожиданно пришлось менять в первом боснийском селе Ивница, где пограничники потребовали визу на въезд в страну. Это было сюрпризом, так как в интернете сообщалось об отмене визового режима между Украиной и Боснией и Герцеговиной с 15 апреля по 31 октября. Спорить с нервными боснийскими пограничниками мы не стали и вернулись снова в Хорватию с намерением ехать обратно вдоль моря той же дорогой, что приехали сюда.

На дороге в районе боснийско-хорватской границы до сих пор видны следы от взрывов мин и гранат, а также танковых гусениц. Хотя сейчас мир, но многое здесь напоминает о недавнем вооружённом конфликте. Один хорват сказал так:”мы живём с мыслью, что война может продолжиться в любой момент”.

Заночевали на этот раз рядом с международным аэропортом города Дубровника “Чилипи”. Было немного жаль, что не смогли увидеть всё, что планировали, но сильно не расстроились, так как в будущем я включу Черногорский каньон и Косово в новый маршрут нового путешествия в Грецию.