browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Большое Европейское Кольцо. Часть 6. Швеция и Норвегия

Posted by on 03.10.2012

27 августа (понедельник)

Ранним утром, подплывая к Стокгольму, столице Швеции, я наблюдал за неторопливой жизнью на красивых берегах пролива Норстрём, соединяющего Балтийское море с озером Меларен.

Уходить с комфортного парома “Silja Serenade” было жалко, поэтому я сходил на берег одним из последних.

От порта отправлялся автобус до Карлстада, города на северном берегу озера Венерн. Как раз туда мне и надо было! Цена – 33 евро за 310 км, что очень дорого для меня. Это как на паром из Хельсинки в Стокгольм. Но добрый бородатый водитель отнёсся с сочувствием к моему украинскому происхождению и мне удалось с ним сторговаться за 13 евро. Стокгольм я смотрел из окна удобного автобуса “temsa”.

Поразительные чистота и порядок. Разноцветные, похожие на игрушечные , дома.  Вежливые люди. Нигде и ничего не валяется, всё на своих местах. Каждый участок земли ухожен. Автобаны настолько чистые, что порой кажется, будто их подмели и вымыли. Красивейшая природа: леса, озёра, парки. Вот моё первое впечатление об этой стране. Швеция пока что моя любимая страна!

Мне понравилось, что нет нигде перекрёстков на дорогах, а только кольцо или развязка. Но всегда посередине кольца какой-то сюрприз.

Шведы – дружный народ. Когда автобус остановился в городке Арбуга и водитель объявил обед полчаса, все пассажиры как один пошли в ближайшее кафе обедать. Пошёл и я за ними, но присмотрев, что комплексный обед стоит 16 евро, я подался в соседний маркет, где купил покушать относительно недорого, на 5 евро.

Мне нравится путешествовать самостоятельно, потому что я нахожусь среди людей разных наций, а не смотрю на них со стороны глазами гида. Когда наблюдаешь быт, культуру и традиции изнутри, ты больше проникаешься, как будто бы на какое-то время сам становишься частью этого народа. Так впечатления от путешествия только усиливаются.

После обеда шведы, разбрелись кто куда: кто в маркет за мороженым и жвачками, кто в киоск за лотереями, кто на специальное место для курения… Но к назначенному времени все шведы, и я вместе с ними, дружно собрались у автобуса.

Хотя люди в Европе ведут себя культурно, но в то же время большинство людей эгоцентричны. Как- то всё сосредоточено на материальном и на личном удовольствии. Многое делается без эмоций, как само собой разумеется. Например, наблюдал, как дочь встречала пожилых родителей с автобуса. Сначала родители сами погрузили нелёгкий багаж в багажник автомобиля, только после этого дочь с ними поздоровалась, обняв формально, без эмоций вообще. Сначала вещи, а только потом уже родственные связи. Не понравилось мне это…

Город Карлстад мне очень понравился, влюбился с первого взгляда )) сначала прогулялся по центральной улице.

Знаки привели меня в туристический информационный центр. Вежливая сотрудница объяснила мне, как добраться пешком до тех мест которые я хотел посетить. Достала карту пешеходных и велодорожек Карлстада и обозначила там мой маршрут. Потом карту вручила мне бесплатно. Замечательно! Если в каждом городе будет такой центр, тогда туристы будут чувствовать себя гораздо увереннее и им будет интереснее посещать города с хорошим турсервисом.

Довольный, я отправился на прогулку вдоль реки Кларэльвен. Народ передвигается на велосипедах, на роликах, пешком – просто молодцы! Везде зеленые деревья и пахнет свежескошенной травой. Ещё по городу растут съедобные грибы, которые никто не собирает, как ни странно.

Дело близилось к вечеру и надо было решить 2 вопроса: найти интернет и ночлег. Спросил двух девочек-подростков, где ближайшее интернет-кафе, так они меня провели до самого “макдональдса”. К сожалению, там не вышло с интернетом, но рядом на заправке сотрудница Сандра любезно разрешила со своего телефона написать сообщение жене. Также она показала место за заправкой под деревьями, где можно было поставить палатку.

28 августа (вторник)

Выехать из города по автобану – дело сложное. Позиций нет, машин много и все мчатся на огромной скорости. Я попробовал, но бесполезно. Тогда пришлось прибегнуть к европейскому автостопу. Пошёл на ближайшую заправку и сразу же нашёл попутную машину – две женщины-норвежки подвезли меня около 20 км до удобного для остановки машин “кармана”. Стою перед карманом с поднятым большим пальцем и ловлю попутки. Желающие остановиться могут съехать в “карман”, а иначе никак. Вот так и поймал парня с девушкой из Литвы. Правда, недалеко подвезли, до Грумса, но там отличнейшая позиция после светофора. К тому же общение с литовцами – это глоток общения на русском языке. А так только на своём ломаном английском общаюсь.

С русским языком опять повезло. Остановился дальнобойщик из Латвии, взял до Осло, столицы Норвегии. Когда началась Норвегия, климат резко начал меняться. Появились горы, много камней, холод, сырость, ветер – суровые места.

Норвежцы – тоже, как климат, народ суровый, на вид по крайней мере. Говорят, что они не любят сближаться с другими народами. Работают мало, но качественно. Например, полицейские проверяют машины неторопливо и хладнокровно и, если что-то не так, никогда не отвертишься от штрафа. А штрафы здесь самые высокие в Европе. Например, за 1 лишнюю пачку сигарет контрабанды на границе штраф 1 000 евро или 21 день тюрьмы. И цены кусаются. Самый дешёвый хлеб стоит 4 евро. Самые дешёвые сигареты – 14 евро за пачку. А купить спиртное – значит разориться, около 50 евро водка стоит! Сами же норвежцы ездят за пивом и водкой в Швецию, где цены в среднем в 2 раза ниже.

Конечно, в Норвегии есть и много положительного. Норвежцы хвалятся, что они построили социализм. Денег в руках у некоторых почти не бывает – все расчёты через карточную систему. Социальная защита в стране сильная. Даже люди, страдающие депрессией, освобождаются от работы и получают хорошее пособие. А в тюрьмах заключённых за хорошее поведение отпускают на выходные домой.

В Норвегии меня постигло суровое испытание дождём. Он как зарядил в обед, так и лил до вечера. Ноги промокли и я замёрз, как собака, так что смотреть Осло совсем перехотелось. Три часа я прятался на паркинге на окраине города и даже начал ловить попутки в обратном направлении с намерением покинуть Норвегию и уехать снова в Швецию, в направлении Гётеборга. Но никто не хотел брать промокшего путешественника. Какое-то время во мне шла внутренняя борьба: уехать в Швецию или всё же найти в городе ночлег, позвонив по имеющемуся номеру телефона. В 17-30 решил, что остаюсь в Осло, пусть и дождь. Как только я начал переходить дорогу, чтобы ехать городским транспортом в центр, как на паркинг заехала “ауди” со шведскими номерами. Решил сделать последнюю попытку:

– Hallo! Can you help me? I go to Geteborg. I travel hitch-hiking.

– No problems, – к моему удивлению ответил приветливый швед. И после посещения туалета этот мистер увёз меня в Швецию. Его имя Йован, работает инженером в Норвегии, а сейчас возвращается домой в Тролльхеттен. В машине я согрелся, частично обсох, а в Херрестаде, где Йован поворачивал с автобана Е-06 налево, он завёз меня в “Макдональдс”, где купил и подарил ужин – 5 вкусных, но малополезных гамбургера.

Пешком я направился через частный сектор Херрестада к побережью Северного моря, где располагался кемпинг, в котором я разбил палатку.

Дождь к этому времени уже прекратился. Так совпало, что въехал я в Норвегию в обед – дождь начался, а выехал из Норвегии вечером – дождь прекратился. Теперь вспоминаю Норвегию, как дождливую и холодную страну.

После интересного, хотя и влажного дня, я уснул в палатке в Швеции ))

29 августа (среда)

Утром досушивал кроссовки в сушилке кемпинга, а палатку в лучах солнца. В красивом месте расположен этот кемпинг, на берегу моря возле леса. Зайцы бегают без страха. Слизняков ползает по земле столько, что пройти негде. Нечаянно наступил на одного, так он лопнул (( И клещи есть. Утром два штуки с себя снял.

В кемпинге не было кому заплатить за место для палатки, так как график работы ресепшн не совпадал с моим графиком посещения кемпинга. Получился бесплатный ночлег. И отправился я обратно через Херрестад к автобану, встречая по пути разных шведов.

Заправок и паркингов не наблюдалось, поэтому пришлось забраться на автобан. Через полчаса остановился “ниссан”, загруженный выше крыши кучей вещей, включая велобайк и сноуборд. Я подумал:” ещё меня там не хватало”. Но Водитель по имени Давид был другого мнения. Он разгрёб место на заднем сиденье для моего рюкзака и для меня спереди. Давид возвращался из Норвегии домой в Чехию после отдыха в горах. По пути делали остановку на обед в живописном месте неподалёку от Гётеборга. Давид угощал норвежским хлебом и шницелем.

После обеда Давида начало клонить на сон. Он провёл за рулём уже 12 часов. Я и сам ему начал советовать поспать немного. Южнее Хальмстада попался паркинг на берегу Северного моря, где Давид сладко уснул.

Давид обещал довезти меня сегодня до Мальмё, но пока он спал, на близлежащей заправке меня зацепили 3 парня-француза. Разговорились. Оказалось, что они едут туда же, куда и я – в Копенгаген, столицу Дании. Предложили ехать с ними, в чём я не мог им отказать. В маленьком “пежо” было тесно, но парни компенсировали мои неудобства французской обходительностью и вежливостью.

Прощай Швеция, моя любимая страна! Буду скучать!