browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Поход на гору Поп Иван к Белому Слону

Posted by on 02.11.2014

На юго-восточном конце Черногорского хребта, в Карпатах, на границе Ивано-Франковской и Закарпатской областей, красуется гора Поп Иван (2 022 метра). Она является третьей по высоте горой Украины после Говерлы и Бребенескула. Название, по преданиям, гора получила за скалу на вершине, которая была похожа на попа в рясе. Сейчас от скалы остались лишь обломки.

Гора Поп Иван известна, главным образом, своей обсерваторией “Белый Слон”, что стоит на самой вершине. Название обсерватория получила, скорее всего, из-за того, что каждую зиму сильно обрастает снегом и льдом, становясь издали похожей на большого белого зверя. Действовала обсерватория только три года (с 1 938 по 1 941). Состояла она из пятиэтажной гостиницы, хозяйственных пристроек и башни с телескопом. В настоящее время осуществлённый когда-то колоссальный дорогостоящий проект разрушается.

ПОДЪЁМ

13 АВГУСТА 2014. Восхождение на Поп Иван можно начать с села Дземброня в Верховинском районе. Чтобы добраться в Дземброню от нашего дома в селе Старые Куты (Косовский район), мы наняли бус. Уже в 6-00 наш водитель Петро был у нас. Мы проехали по плохим дорогам около 70 км. Дорога после Верховины была настолько разбитой, что возникал вопрос: “Это Европа, или что?”

Кстати, о составе группы. В неё вошли 8 человек, из которых один местный житель Гриша (брат моей жены), а шестеро были наши гости из Киева, это три пары.  Снаряжения никакого с собой не брали, планируя вечером вернуться обратно.

В Дземброне было пасмурно и местная продавщица раскрутила меня купить дождевик. “Ой, учора люди, які були без дощовика, так намокли, так намокли!” – убеждала она. Позже туман рассеялся, тучи ушли и весь день стояла отличная летняя погода, про дождевик никто и не вспомнил.

Всего до вершины горы Поп Иван нужно было пройти 11 км в гору. Первые 3 км, до подножия горы Смотрич, мы шли по дороге, особенно не напрягаясь. Под горой стоит единственная хата с украинским флагом, в которой живёт гуцул Микола. Он посоветовал нам идти через гору Вухатый Камень, потому что там не такой крутой подъём, хотя путь удлиняется на целый 1 км.

У подножия горы Вухатый Камень мы вошли в сказочный смерековый лес. Гриша вошёл первым и заревел, как медведь. Женщины дрогнули от страха, но быстро сообразили, что к чему. Каменная тропа петляла вверх, по сторонам земля была покрыта зелёным мягким мхом. Мы испили чистейшей воды у водопада. Гора была богата на малину и чернику, из-за чего наш темп резко замедлялся. Мы проходили мимо кустов иван-чая и исландского моха.

Подъём на Вухатый Камень, особенно у вершины, становился всё круче. Попутно самые смелые влезали на огромные камни, с которых открывался потрясающий вид.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA  На Вухатом Камне сделали недолгий привал, там были ещё около двух десятков туристов. Отсюда, как на ладони, была видна гора Поп Иван, до которой оставалось всего 3,5 км. Хотелось побыстрее достичь цели, открылось “второе дыхание”, и мы быстро “взяли” гору.

НА ВЕРШИНЕ ПОП ИВАНА

На вершине открывался замечательный вид на все четыре стороны. Все дружно щёлкали фотоаппаратами, стараясь охватить ландшафты.  Там же, на горе тусовались около сотни других туристов, празднуя взятие высоты. Со слов продавца высокогорного магазина, за день на гору поднимается около 500 человек. Мы расположились на траве, чтобы пообедать и просто понаслаждаться природой вокруг. Дул сильный ветер, светило солнце и серце наполнялось романтикой.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Особенное внимание мы уделили заброшенному зданию обсерватории “Белый Слон”, обследовав его со всех сторон. Мы поднялись даже на крышу. Внутри здания, как это часто бывает, полно мусора и неприятно пахнет. Здание нужно реставрировать, но пока никто серьёзно этим не занимается. А жаль!

СПУСК.

Обратно мы возвращались коротким путём, через гору Смотрич. Пройдя 2,7 км до развилки у знака, мнения разделились. Гриша настаивал вернуться той же дорогой, через Вухатый Камень. Но, после некоторых споров, было решено двигаться всё-таки по Смотричу. Хотя мы коротали 1 км, но спуск был крутым. Мы достаточно попрыгали по камням и между ними. Зато были вознаграждены замечательными панорамными видами.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Горной тропой мы спустились прямо к хате Миколы. Там дождались отстающих, подкрепились, купили у Миколы брынзу и двинулись в Дземброню. Уже начинало темнеть, а идти предстояло около 3 км. К тому же некоторые устали и с трудом переставляли ноги.

Но в селе нас преданно ждал водитель Петро и кое-кто просто рухнул на сиденье автомобиля. Пешая часть маршрута протяжённостью в 21 км заняла 12 часов. А около 23-00 мы вернулись домой в Старые Куты. У меня ещё хватило сил принять душ. А дальше я уже ничего не помню )) Спал, как говорится, без задних ног.

Этот поход запомнится надолго. Карпаты – это же красивейшие горы, насыщенные зеленью и дарующие сердцу неповторимые минуты наслаждения. К тому же, у нас была отличная компания. Все, хотя и очень устали, но были довольны и до сих пор с восхищением вспоминают поход на Поп Иван к “Белому Слону”.