browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Я еду в Курдистан, потому что он есть

Posted by on 28.05.2016

На сайте крупнейшего туристического сообщества “Турбина” я познакомился с путешественником из Москвы Дмитрием Озёрским. Этот интересный мужчина уже посетил более 200 стран! Неудивительно, что Дмитрий возглавляет на “Турбине” рейтинг по количеству посещённых стран. Мне было безумно интересно познакомиться с человеком, который имеет такую же цель, как и у меня – посетить все страны мира. И такая возможность появилась осенью прошлого года. Дмитрий предложил для более близкого знакомства куда-нибудь съездить вместе. Мы выбрали столицу Иракского Курдистана – Эрбиль, потому что он входил в планы обоих и там есть объект ЮНЕСКО, что нас также интересовало.

НЕМНОГО  О  СТРАНЕ

Де-факто, северная часть Ирака, непосредственно граничащая с Турцией и Ираном является отдельным государством – Курдистаном. Он имеет независимую от Багдада внешнюю и внутреннюю политику, а курдские визы не дают права на въезд и пребывание в остальной части Ирака. Такую визу я получал в аэропорту Эрбиля на основании предварительно одобренного онлайн-запроса в МВД Курдистана.

В Курдистан нет смысла ехать за древними руинами, мажорными курортами и прочими благами для пакетных туристов. Лично для меня сам факт его существования – уже достаточная причина для посещения. Как сказал англичанин Джордж Мэлори: “я иду на Эверест, потому что он есть“.

Что касается безопасности, то могу точно сказать про город Эрбиль, что он довольно безопасен и люди там положительно реагируют на иностранцев. На мой взгляд, Эрбиль даже более безопасен, чем некоторые города Украины или России. Можно совершенно спокойно гулять на улице вечерами и ночами.

КАК  Я  ДОБИРАЛСЯ  В КУРДИСТАН

12 ноября 2015.  В Эрбиль есть прямые рейсы из Стамбула, в который попасть из Украины не составляет никакого труда. Так как я живу в Карпатах, то мне удобно было вылететь рейсом МАУ из Ивано-Франковска в Киев, а оттуда уже в Стамбул. Во время вылета из Киева я задержал рейс на 20 минут и это было в тот момент совсем не смешно. Дело в том, что перед самым вылетом в самолёт пришли полицейские, арестовали женщину, сидевшую рядом со мной и увели её в наручниках. После того, как стюардесса закрыла входную дверь, я заметил сумку арестованной женщины под соседним креслом и сразу же сообщил другой стюардессе. После этого задержали вылет до тех пор, пока снова пришли полицейские и забрали обнаруженную сумку. После этого инцидента все пассажиры, которые понимали, что происходит, были взволнованы до самой посадки в аэропорту Ататюрка.

В Стамбуле мне пришлось переезжать в аэропорт Сабиха Гёкчен, который расположен в азиатской части города, в 70 км от аэропорта Ататюрка. Я выбрал самый простой путь – автобусом кампании “Хаватас”, с пересадкой в Таксиме, стоимостью 25 лир (около 200 гривен). С учётом пробок, я добрался за 3 часа, что можно назвать быстро. Настоятельно советуется выделяться на этот маршрут время с запасом, пробки бывают и посерьёзнее.

В 19-00 я встретился с Дмитрием, как мы и договаривались. Это была первая наша встреча, но уже с первых минут мы общались, как добрые старые друзья. У нас оказалось взаимопонимание во взглядах по многим вопросам, связанным с путешествиями. И, вообще, Дмитрий является очень интересным и обаятельным человеком, с которым я с удовольствием поеду в любую страну. Три часа общения в бизнес-зале пролетели, как 10 минут, а позже наш разговор мы продолжили в самолёте.

В 2 часа ночи по местному времени мы приземлились в аэропорту Эрбиля и без задержек уехали в забронированный Дмитрием отель “Altin Saray”. Нам следовало отдохнуть, потому что на следующий день нам предстояла экскурсия по городу.

ПЕРВОЕ  ВПЕЧАТЛЕНИЕ  ОТ  ГОРОДА

13 ноября.  Сегодня мы четыре раза посмотрели Эрбиль сверху. Сначала из нашей гостиницы, потом с горы, на которой расположена Цитадель, ещё с воздушного шара и с канатной дороги.

Во время завтрака в ресторане отеля, который находится на 7-м этаже, мы с Дмитрием наслаждались видом на городские улицы, предвкушая интересную прогулку по ним. Карты у нас не было, поэтому сначала мы отправились гулять наугад. Пройдясь по шумной улице Какон Саброд, мы упёрлись в многолюдный стихийный рынок. Еды здесь продаётся валом, но преобладают больше фрукты и орехи. Всё перемешалось: в одном ряду продают булочки, молоко, украшения, живых гусей, коз и компьютеры. Улица грязная, продавцы громким голосом зазывают покупателей, а пробиться почти невозможно из-за мотоциклов и автомобилей. Одним словом – восток!

Нельзя не обратить внимание на глобальную перестройку целых улиц и кварталов. Наблюдается бурный экономический подъём, так что даже турки приезжают в Эрбиль на заработки. Курдистан сейчас активно развивается и шагает семимильными шагами вперед, к светлому будущему. Некоторое время Курдистан находился под защитой США, поэтому негативного отношения к иностранцам там нет. Наоборот, страна взяла путь на привлечение иностранных инвестиций и развитие туризма и вас везде будут встречать с улыбкой и распростертыми объятьями. Курдистан – далеко не бедная страна, как может показаться с первого взгляда. На улицах очень много автомобилей 2010-2011 года выпуска, встречаются “хаммеры” и другие недешевые тачки. 50% всех машин – новенькие toyota corolla, на них ездят почти все такси.

Мне очень понравились курды, и не только внешне, потому что это красивая нация. Курдские мужчины, которые повсюду занимаются торговлей, не навязчивы, как египетские арабы, например. Они приветливы, немного хитроваты, но не лезут на человека с воплем: “купи, купи!” Эти люди не такие как мы. Отличительная черта любого бизнеса в Курдистане, будь то такси, отель или лавка фруктов, в том, что цель его – не заработать денег, а удовлетворить клиента. И это чувствуется с первых минут общения. также курды с удовольствием сфотографируются с вами и без вас.

ЦИТАДЕЛЬ,  ВОЗДУШНЫЙ  ШАР  И  КАНАТНАЯ ДОРОГА

Всё в городе вращается вокруг главной достопримечательности, объекта наследия ЮНЕСКО – Цитадели. Хотя с виду мало впечатляет, но тем не менее это укреплённое поселение на вершине яйцеобразного холма внушительных размеров, свидетельствует о жизни и строительной деятельности многих поколений. Цитадель имеет своеобразную веерообразную форму, характерную для Эрбиля конца Османской эпохи. До недавних пор внутри этой громадной цитадели жили люди. В массе своей беднота и беженцы. Несколько лет назад местные власти провели плановое переселение трех тысяч жителей цитадели в новые дома в спальном районе Эрбиля. Сейчас идет постепенное восстановление внутренней части крепости.

Попасть внутрь крепости нам не получилось, потому что сегодня пятница, а это выходной день. Зато немного побродили по пыльным древним улочкам и какое-то время рассматривали город с крепостной горы. Затем спустились вниз и прогулялись по понравившимся нам улицам, расположенным вокруг Цитадели.

Ближе к обеду мы пришли в Минарет парк, который соединён с Азади парком. Скажите, каким вы можете себе представить парк в Ираке, – стране, измученной войнами и жестоким террором? Думаете, что он похож на один из многих украинских парков, заваленных пивными бутылками, со сломанными скамейками и несчастным прудом? Ничего подобного! Городской парк в Эрбиле – это место, где много зелени, повсюду удобные скамейки для отдыха и люди массово прогуливаются по тенистым аллеям. Здесь дорожки аккуратно выложены плиткой, кусты все с заботой ухожены, а мусора нет вообще. Сидим с Дмитрием в Минарет парке, едим мороженое и удивляемся, какой же здесь порядок.

Посреди парка для желающих подняться над городом и полюбоваться с высоты его видами расположен жёлтый огромный воздушный шар на тросе. Паренёк быстро поднял нас на 50 метров и мы увидели весь город до горизонта. Дух захватывало в те моменты, когда шар крутился или качался, я вцепился руками в ограждение всеми силами. Но увиденная красота помогла отвлечься от страха. Вот так, впервые в жизни на воздушном шаре я поднялся в Ираке. Никогда бы не подумал!

Мне очень понравилась идея Дмитрия прокатиться над парками на канатной дороге. Хотя я, как обычно, был сдержан, но внутри меня переполнял восторг от увиденной сверху картины. Мы проплывали над зелёными лужайками и ухоженными прудами, рядом с которыми  мирно отдыхали семьи и компании подростков. Играла восточная музыка, люди спокойно отдыхали и даже мысли о войне не возникало. на удивление быстро развивается этот регион Ирака.

С высоты мы не смогли разглядеть наш отель, поэтому пошли его искать наугад, сознательно ища повода для продолжения прогулки. Неудивительно, что мы заблудились, а когда вернулись в центр города, то обнаружили, что заработали фонтаны. Это побудило нас ещё раз пойти к Цитадели. К нашей радости, фонтаны, являющиеся украшением Эрбиля, там заработали также. Рядом с ними тусовалась масса молодёжи, парни и девушки сидят на скамейках или просто на бетоне и смеются, радуясь жизни. В этот момент я понял, что Эрбиль – цивилизованный город, в котором живут счастливые люди. Но белых туристов, кроме нас двоих, мы сегодня так и не встретили.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ И СНОВА ПАРКИ

14 ноября.  Если вчера во время завтрака мы смотрели в окно на улицы города, предвкушая интересную прогулку, то сегодня мы довольно смотрели на уже знакомые места. Решили, что сейчас мы отправимся в этнографический музей, а после обеда ещё раз в парки города.

В этнографическом музее нас встретил единственный сотрудник – это вооружённый охранник, который и внимания на нас особо не обратил. Ни одного посетителя  мы также не обнаружили. Мы поняли, что они там редко бывают по книге отзывов, в которой сделана только одна запись на английском языке, да и то год назад. Зато Дмитрий стал первым человеком, который оставил отзыв на русском языке. Сам музей не очень нас впечатлил, потому что экспонаты, которые выставлены – это обычные вещи каких-то важных людей в истории Курдистана. Может быть для курдов это что-то и значит, но нам было скучно.

Зато в парке нам было очень интересно, там всё понятно и много зелени, что я очень люблю. Теперь мы гуляли по зелёным лужайкам и смотрели вверх на проезжающих пассажиров канатной дороги. Ближе к вечеру, на выходе из Шандар парка, мы попали в окружение серьёзно вооружённых военных, а также машин с пулемётами. Мы так и не поняли, кого они охраняли, может и президента, но какой-то важный человек там был. Всё равно это не испортило общего хорошего впечатления о городе. Эрбиль – спокойный, дружелюбный и быстро развивающийся город.

Второй день нашего пребывания на земле курдов пролетел гораздо быстрее первого. Вечером, когда мы сидели в фойе гостиницы, ожидая такси в аэропорт, швейцар приносил нам чай и угощал бананами. Здесь так принято.

ПУТЬ  ДОМОЙ  И  КРАТКИЕ  ВЫВОДЫ

В аэропорту Эрбиля предприняты беспрецедентные меры безопасности, а сам терминал вылета находится от здания аэропорта приблизительно в двух километрах и туда везут на автобусе. На входе военный облапал, собака обнюхал, всё серьёзно. У меня даже состоялся короткий разговор с сотрудником безопасности:

– Как вам Курдистан?

– Отлично. Мне очень понравилось, – ответил я.

– А как вам наша служба безопасности?

– Супер! Вы – молодцы!

После такой похвалы парень гордо задрал нос, протянул мне паспорт и произнёс: “Добро пожаловать в Курдистан!”

В самолёте компании “Atlas Global” нас плотно кормили, несмотря на полночь. На подносе лежала наклейка с перечёркнутой свиньёй и надписью: “еда не содержит свинины.” Дмитрий тяжело вздохнул и прокомментировал это так: “лучше бы там была свинина”. В тот момент это было смешно ))

15 ноября. В Стамбуле мы переночевали в отеле и ближе к обеду трансфером были отправлены в аэропорт Ататюрк. Здесь мы с Дмитрием расстались, он улетел первым в Москву, а я спустя пару часов в Киев. В самолёте мой попутчик из Запорожья бесконечно пил водку, а когда самолёт дёргало, то называл его “запорожцем”. Из Борисполя в Ивано-Франковск я летел почти пустым вместительным “боингом”, в котором еле собралось 30 пассажиров.

После поездки в Иракский Курдистан у меня осталось хорошее впечатление. Оказалось, что Эрбиль легко доступен, если лететь туда через Стамбул. Визовое разрешение оформляется просто через интернет. Дмитрий был замечательный напарник в поездке, благодаря инициативе которого я смог увидеть ещё один уголок планеты. С удовольствием поеду с ним ещё в любую страну мира.

Англичанин Джордж Мэлори, автор фразы “я иду на Эверест, потому что он естьпогиб на спуске с горы и его тело нашли только спустя 75 лет. Но, в моём случае, всё закончилось благополучно. А это значит, что я поеду и в другие страны, потому что они есть.