browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Чили. Движение на юг – от Сантьяго до Горна

Posted by on 12.03.2018

Очень далеко от моей родины, в Южной Америке, простирается узкая длинная полоска суши между Тихим океаном и величественными Андами. Эта полоска называется Чили и имеет побережную линию длиной аж 6 435 километров! Название страны не имеет ничего общего с одноимённым перцем, а с языка кечуа слово “чили” переводится “холодный”. Ещё многие вспоминают Чили, когда слышат о военном диктаторе Аугусто Пиночете.

Чили достаточно необычная и своеобразная страна, в которой больше всего меня впечатлила природа. Здесь есть высокие горы, пляжные курорты, тихие озёра и заснеженные вулканы. До сих пор пребываю в удивлении от увиденного.

15 января 2018.  Сегодня день трёх 15 )) Во-первых дата. Во-вторых, 15 часов ожидания пересадки на рейс в Сантьяго в аэропорту Рим-Фьюмичино. И, в третьих, сам полёт из столицы Италии в столицу Чили длится тоже 15 часов. Так совпало, что сегодня утром из аэропорта Фьюмичино в Чили улетел папа риский Франциск, поэтому его портреты ещё висят повсюду.

Знакомство с Чили и встреча с моими попутчиками

16 января.  Сегодня утром впервые в жизни я увидел Анды, когда самолёт их перелетал. Красиво, сказать мало. Это величественные горы, на склонах камни, на вершинах снег, а долины заливает утреннее солнце.

Выходя из самолёта в международном аэропорту Сантьяго, с моих уст невольно вырвалось: “Ну, здравствуй, Южная Америка! Здравствуй, Чили!” Впервые в своей жизни я ступил на эту землю и моё сердце переполнилось радостью.

Ближе к обеду прилетел Сергей, мой первый попутчик из Москвы. Мы взяли такси и уехали в забронированный ранее отель “City Express” на окраине Сантьяго, в районе Пудауэль. На запланированную ранее прогулку в центр Сантьяго Сергей вынужден был отправиться без меня. К сожалению, перед самой поездкой я травмировал палец на ноге, а на чилийской жаре он распух и я не мог надеть никакую обувь (( Обидно…

Вечером я смог выбраться на короткую прогулку в парк рядом с отелем. Наблюдал, как дети играют в футбол рядом с зелёными деревьями, а вдалеке за высотками белеют горные вершины. По возвращении Сергей с воодушевлением делился впечатлениями от увиденного и показывал фотографии.

17 января.  Перед обедом прилетел из Москвы третий наш попутчик – Дмитрий, благодаря инициативе которого мы будем путешествовать вместе целых две недели. Дима заехал за нами в отель и после этого уже втроём мы отправились на побережье Тихого океана, в порт Сан-Антонио. Там нас и ещё приблизительно 3 300 пассажиров ожидал круизный лайнер “Emerald Princess”.

Нам предстояло двухнедельное плавание по водам Тихого, Южного и Атлантического океанов. Наш маршрут потрясающе интересный: Сан-Антонио – Пуэрто-Монт – ледник Амалия – Пунта-Аренас (Чили) – Ушуая (Аргентина) – мыс Горн (снова Чили) – Фолклендские острова – Пуэрто-Мадрин (Аргентина) – Монтевидео (Уругвай) – Буэнос-Айрес (Аргентина). В этом рассказе я сосредоточусь на том, что мы увидели на земле, лишь иногда упоминая подробности отдыха на лайнере.

18 января. Весь этот день мы провели в плавании. Сегодня Тихий океан волнуется, поднимая 4-метровые волны, но это мало мешает огромному 15-палубному лайнеру уверенно двигаться вперёд. Лишь на корме ощущается качка, так что иногда вода из бассейнов выплескивалась на валяющихся рядом на лежаках женщин, от чего они дико визжали. Тёмный бурный океан прекрасен, так что можно часами смотреть на волны и это не надоест. А какой же здесь чистый воздух!

Первая остановка – Пуэрто-Монт

19 января. Лайнер пришвартовался от берега около 1 километра, поэтому желающих сойти на берег перевозили на спасательных шлюпках (тендерах). У входа в порт резвились морские котики. Большинство туристов купили экскурсионные туры на корабле за большие деньги. Это означает, что они будут ездить автобусом толпой около 50 человек и слушать приукрашенные рассказы гида. Для нас такой формат экскурсии скучный, поэтому мы нашли небольшой бус за небольшие деньги, который отвезёт нас в составе маленькой группы в те же места быстрее и гораздо комфортнее.

Первая остановка – это центр Пуэрто-Монта, который называют “Воротами в Озёрный край”. Город был основан в 1853 году немецкими колонистами и интересен в архитектурном плане. Например, главный городской Кафедральный Собор Пресвятой Девы Марии был возведён в 1856 году из красного дерева и листов меди. Это культовое здание главным фасадом обращено на центральную площадь, недалеко о которой находится городская набережная. А на набережной повсюду размещены указатели, в каком направлении нужно бежать от цунами. А ещё хорошо виден наш круизный лайнер.

Но не город сюда притягивает путешественников, а удивительные природные ландшафты и девственная природа. Сразу за городом видны величественные Анды с красивыми остроконечными вершинами. Вот куда хочется поскорее попасть!

Величественный Осорно виден отовсюду

По пути к вулкану Осорно мы сделали остановку на южном берегу озера Льянкиуэ. Оттуда открывается великолепный вид на один из самых активных вулканов в южной части чилийских Анд – Осорно. Этот стратовулкан со своими вечными снегами и потрясающим царствующим видом виден отовсюду. Куда бы мы сегодня ни ездили, везде нас сопровождал этот красавец. Кстати, Осорно ещё называют “латиноамериканской Фудзиямой”, потому что его конус похож на японского брата.

Здесь же находится сувенирный магазин, а рядом с ним в загоне прогуливаются длинношерстные альпака. Эти парнокопытные домашние животные имеют очень симпатичные мордочки и самую тёплую шерсть в мире. Она в семь раз теплее, чем шерсть овцы, практически водонепроницаема и не вызывает аллергии. Эти мирные животные легко дают себя погладить.

Мы приехали в национальный парк Висенте Перес Розалес, чтобы полюбоваться нетронутой человеком природой. Пейзаж просто фантастический: бушующие водопады Петроуэ впадают в реку с бирюзовой водой. Над водопадами построили деревянные мостики,  с которых чётко проглядываются валуны на дне реки. И всё это в окружении гор и изумрудного леса. А на заднем плане, конечно же, виден импозантный великан Осорно.

Проехав дальше около 10 километров, мы попали к озеру Тодос-лос-Сантос. В нём вода тоже изумрудного цвета и оно как бы налито в чашу, у которой края – это вершины зелёных гор. Под ногами много вулканической пемзы, – это работа активного Осорно. Он совсем рядом, прямо перед нами! А по озеру проплывают прогулочные катера, катающие туристов среди всей этой красоты. Недалеко от берега, с видом на вулкан, расположен отель из дерева и камня, построенный в немецком стиле. Всё прекрасно, если бы нас не атаковали рои оводов, от которых отбиться довольно сложно.

Обогнув озеро Льянкиуэ с юга и запада, мы приехали в культурную столицу “Озёрного края” – Фрутильяр. Городок маленький, как игрушечный, с множеством разноцветных домиков в типично немецком стиле, повсюду цветут розы. Здесь мы ели чилийское мороженое и слушали песни индейцев мапуче в парке. Но лично меня больше всего впечатлил вид на три вулкана за озером: Осорно, Кальбуко и Тронадас.

Под конец нашей экскурсии мы посетили восхитительный чилийский курорт Пуэрто-Варас. Сейчас в городе много гостей, потому что мы попали в период ежегодных музыкальных фестивалей. Пуэрто-Варас называют городом роз и он расположен на берегу озера Льянкиуэ, окружённый плотным кольцом вулканов. Сегодня припекает январское солнце и народ купается в озере у подножия вулкана, после чего загорает на пляже из вулканического пепла.

По возвращении в Пуэрто-Монт мы сразу же отправились на корабль ближайшим тендером. В заливе уже купались люди, а не морские котики. Наш лайнер “Emerald Princess” красиво смотрелся на фоне горных вершин. После ужина мы наблюдали красивейший закат.

Ледник Амалия  – зрелище для души

21 января. Пройдя по воде мимо бесчисленного количества необитаемых чилийских островов, наш корабль приблизился к леднику Амалия. Несмотря на утреннюю морось, пассажиры поднялись на верхние палубы, чтобы получше рассмотреть ледник. Мы заняли позицию на носу, откуда хорошо просматривалась передняя часть ледника около 1 километра длиной и 50 метров высотой.

Ледник Амалия – невероятно волнующее зрелище. Эта ледовая масса была образована впоследствии интенсивных снежных бурь. Когда снег замерзает, он трансформируется в лёд кристального вида. Голубоватый лёд медленно сползает с гор к заливу, под давлением снега и льда он крошится и становится острым. В тишине можно услышать потрескивание льда, а иногда бывает, что отламываются айсберги и с шумом падают в воду.

Наш корабль развернулся на 180 градусов, чтобы все пассажиры имели возможность для панорамного обзора. Мы вернулись в каюту и с балкона продолжили наслаждаться красотой природы. Хотя на улице прохладно, но на сердце как-то всё равно уютно и тепло от увиденного.

Пунта-Аренас – столица чилийской Патагонии

22 января.  Рано утром мы сошли на берег в самом южном континентальном городе мира – Пунта-Аренасе. Он же является столицей чилийской Патагонии и Чилийской Антарктиды. Каждый второй житель в городе хорватского происхождения, а называть себя местные предпочитают магелланцами. Но прогулка по городу у нас будет в конце дня, а сейчас мы берём такси и уезжаем в парк Магелланова пролива, находящийся в 55 км от Пунта-Аренаса.

Таксист Карлос совсем не знает английского, но хорошо знает маршрут и готов остановиться в любом месте. Сразу за городом мы остановились на берегу реки, потому что увидели диких гусей, гуляющих посреди люпина. Когда мы шли за ними и снимали их на видео, они даже не боялись нас и не торопились улетать. Но зайцы таки разбежались в разные стороны ))

Дорога проходит вдоль Магелланова пролива, на пути встречаются небольшие деревни с деревянными домами, рядом растут араукарии. Вблизи ранчо всадники пасут коров и овец. Картина, как в фильме о жизни первых переселенцев. Следующую остановку сделали у памятного знака, сообщающего о высадке в здешних местах испанцев в 1830 году.

На въезде в парк купили входные билеты и по насыпной дороге поехали дальше. Посреди причудливого леса стоят башни-близнецы, старые хранители парка.

Дальше мы зашли в интерпретационный центр, где на огромном мультимедийном дисплее посмотрели на обитателей Магелланова пролива, в том числе на китов. Здесь же вышли на панорамную террасу полюбоваться видом на пролив и посетили сувенирный магазин.

В двух километрах от интерпретационного центра находится реконструированный деревянный форт Булнес – первое поселение европейцев на этой отдалённой территории. Здесь находятся реконструкции срубов, в которых жили поселенцы, часовни, порохового погреба, тюрьмы, конюшни и почтового отделения. Отсюда открывается отличный обзор на Магелланов пролив, что позволяло тем первым поселенцам контролировать ситуацию на воде.

У форта Карлос оставил машину и все вместе мы отправились по Ветряной тропе к проливу. На берегу валялись выброшенные приливом сухие деревья, а у берега было много альбатросов. Это место я запомню навсегда, – как я сидел на бревне, смотрел на Магелланов пролив и слушал тишину, которую временами нарушали крики морских птиц. Уж очень мне всё это напомнило Шпицберген, только там северная красота, а здесь южная.

Дальше по прибрежной тропе мы отправились на прогулку через лес по скалистому обрыву. Когда мы любовались пейзажем, то посреди альбатросов заметили птиц, очень похожих на пингвинов. Но Карлос нам сказал, что это корморан из рода бакланов. Они по виду похожи на пингвинов, но в отличие от них, умеют летать. Сделав кольцевой маршрут, мы вернулись к форту Булнес.

Мне лично понравился Пунта-Аренас, особенно в той части, где роскошные старинные особняки и дворцы. А местами он похож на тихий посёлок с деревянными разноцветными домиками с палисадниками. Центральная площадь – это парк, окружённый экзотическими соснами и кипарисами, а также шикарными особняками. Посередине небольшой площади установлена бронзовая скульптура Фернана Магеллана, которую у подножия окружают фигуры индейцев.

На корабль мы вернулись довольными, день на берегу Магелланова пролива прошёл великолепно. Это то место, из которого было жалко уезжать. А надо…

Мыс Горн – самое негостеприимное место на Земле

24 января. Сегодня знаменательный день в истории моих путешествий – я посетил легендарный мыс Горн! Мои друзья, Дмитрий и Сергей, также здесь впервые. Нам повезло с погодой и мы увидели остров Горн и одноимённый мыс. А это редчайший случай, потому что около 300 дней в году здесь ураганы и дожди и ничего не видно. Наш лайнер обогнул остров Горн и ещё несколько скал. Мы видели несколько зданий чилийской метеостанции и знаменитый “маяк на конце света”. Холодная погода и большие волны не испортили нам впечатлений. Эта южная суровая красота покорилась нам. Но так повезло не всем…

За 400 лет вблизи мыса погибло свыше 15 тысяч моряков, потерпели крушение около тысячи судов. Под нами настоящее кладбище кораблей! Даже в наши дни мыса Горн избегают почти все корабли, кроме некоторых танкеров и гигантских зерновозов, размеры которых не позволяют пройти по Панамскому каналу или Магелланову проливу. Успешно пройти мыс Горн для моряков означало признание мастерства и уважение коллег. Даже сложилась особая традиция. После первого прохода мимо мыса Горн моряк имел право носить медную серьгу, после второго – серебряную, третьей была золотая серьга. Эта традиция сохранилась до сих пор.

Чем же так страшно это место? В этом месте просто ужасный климат. Коварный западный ветер со средним максимумом 156 км/час постоянно облетает вокруг планеты, не встречая никаких препятствий. И тут на его пути возникает узкий пролив Дрейка. Вот ветер и беснуется, врываясь в ограниченное пространство. Здесь смешиваются тихоокеанские и атлантические холодные и тёплые воздушные массы, так что образуются страшные вихри. В результате возле мыса Горн постоянно бушуют шторма, спускаются туманы и очень редко появляется солнце. Ещё влияние на климат оказывает мощное холодное антарктическое течение. Да и сама Антарктида удалена от мыса Горн всего на 650 км.

Немного географии. Согласно сложившемуся мнению, мыс Горн является самой южной точкой Южной Америки. Но это не так. Примерно в 100 км к юго-западу от мыса Горн расположена группа небольших островов Диего-Рамирес. Вот там и находится самая южная точка Америки.

За 7 дней движения на юг мы прошли путь от Сантьяго до мыса Горн. Я был сильно впечатлён чилийской природой. До сих пор вспоминаются заснеженные вулканы, необитаемые острова, ледник Амалия, Магелланов пролив и, конечно же, апогей круиза – мыс Горн. Если только предоставится новая возможность вернуться в удивительную страну Чили – я это сделаю без раздумий.