browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

На краю Земли или пингвины Аргентины

Posted by on 20.04.2018

23 января 2018.  Именно в этот день круизный лайнер “Emerald Princess”, на борту которого я находился вместе со своими попутчиками из Москвы Дмитрием и Сергеем, пришвартовался в далёком южном порту Ушуая.  Здесь я впервые ступил на остров Огненная Земля и вообще на землю Аргентины.

Ушуайя пиарится как самый южный город Земли, чтобы привлечь побольше туристов. Именно поэтому каждый путешественник стремится побывать здесь хотя бы однажды. Побывать на краю Земли почти такой же символический жест, как пересечение экватора. Справедливости ради надо отметить, что хотя Ушуая и считается самым южным городом, однако, не самым южным населенным пунктом планеты. Южнее его, на чилийском острове Наварино, находится посёлок Пуэрто-Уильямс, ещё южнее – чилийская рыбацкая деревушка Пуэрто-Торо, где проживают семьи рыбаков, 36 человек.

Ushuaia – fin del mundo, что в переводе “Ушуайя – конец света”. Именно такой щит встречает приезжающих в этот самый южный город Аргентины, уютно расположившийся в ложбине высоких снежных гор. Сегодня Ушуайя – основные ворота для тех, кто планирует поездку в Антарктику, расположенную всего в 900 км отсюда. Но у нас сегодня другие планы.

Обзорная автобусная экскурсия по Ушуайе

Двухэтажный голубой автобус, забитый до отказа туристами с круизного корабля, в течении часа катал нас по Ушуае. Вначале проехали вдоль побережья канала Бигль по проспекту Майпу, переходящему в проспект Мальвинас Архентинас. Достопримечательностей в городе мало, поэтому экскурсия разбавлена загородными пейзажами. Почти полмаршрута проехали вообще по объездной дороге, частному сектору и какому-то лесу.

Но одно место мне понравилось особенно. Это холм с пушкой, с которого открывается вид на все 4 стороны. Отсюда хорошо виден весь город, лежащий у подножия красивых гор со снежными вершинами. Многоэтажных зданий я не увидел, зато есть неплохие особняки. На вид такая себе большая деревня. Также неплохой открывается пейзаж на канал Бигль и ближайшие острова.

Проехались по главной улице Сан-Мартин, на которой расположены большинство магазинов и кафе города. Развернувшись на набережной, наш голубой автобус припарковался на стоянке, где уже выстроилась в очередь другая группа туристов.

Морское приключение на канале Бигль

Мы поспешили в офис кампании “Патагония”, обещавшей нам настоящее морское приключение. Собралась группа из 18 человек, пришла девушка-гид Амела и забрала всех на яхту “Камс”, где нас уже ждали капитан и его помощник. Что нам показали за 4 часа морской прогулки?

Первая остановка – остров Алисия, который был весь белый от испражнений королевских чёрных бакланов. Я сначала подумал, что островные камни белые, а это всего лишь туалет бакланов. По краям острова лежали два огромных морских льва, как стражи птичьей колонии. Крик стоял невероятный, но зато всё натурально.

До следующей остановки, острова Лобос, прошли около 17 километров. Ближе к острову усилилось волнение и нашу яхту здорово подбрасывало. Капитан сразу стал более сосредоточенным, а некоторых укачало. Дима, например, даже прилёг на скамейку для облегчения своих страданий.

Подошли вплотную к острову, на котором лежбище морских львов. Завидев нас, они начали мычать, как коровы. Интересное зрелище, конечно же, но из-за качки было трудно устоять на ногах, тем более поймать в кадр этих животных. Главный самец всем своим видом и громким мычанием давал понять, кто здесь хозяин.

Совсем рядом находится остров с маяком Фаро-лес-Эклайрерс, который является символом Ушуайи. Маяк представляет собой красно-белую башню из кирпича конической формы, высотой в 10 метров. На фоне берегового пейзажа маяк виден морякам в любую погоду.

На обратном пути мы высадились на острове Бриджес, где нам показали место стоянки племени яганов. Амела рассказала, что из яганов на сегодняшний день осталась только одна (!) 81-летняя женщина, живущая на острове Наварино в Чили. На острове также живут пингвины и ещё великое множество других птиц, которые почти не боятся людей. Пользуясь этим, я приблизился к двум буревестникам с фотоаппаратом буквально на метр, но меня окликнула гид. Оказалось, что в заповеднике не разрешается сходить с тропинок.

По пути к вершине самого высокого холма на острове мы осторожно обходили светло-зелёный мох, жёсткий наощупь. А с вершины открылся великолепный вид на канал Бигль с городом Ушуайя вдали. Насладившись нетронутой природой и надышавшись чистого воздуха, мы вернулись на яхту. По пути в порт команда угощала всех желающих кофе с ликёром и печеньем.

Дикая природа полуострова Вальдес

27 января.  Сегодня мы отправляемся на экскурсию на полуостров Вальдес, недалеко от аргентинского города Пуэрто-Мадрин. В микроавтобусе 18 туристов из Великобритании, Мексики и Японии, двое из России – это мои друзья Дмитрий и Сергей и, конечно же, один украинец )) В составе группы также водитель Хорхе и гид Мелисса.

Первая остановка – центр посетителей “Istmo Carlos Ameghino”, который является своего рода воротами в Вальдес. Здесь мы получили более полную информацию о  флоре и фауне полуострова, узнали о его достопримечательностях и с интересом осмотрели скелет огромного кита. Кстати, полуостров занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Главное, что ценится на полуострове – это его дикая природа. Здесь есть дикие пляжи, пингвины, лежбища морских млекопитающих, киты, страусы нанду, гуанако и более 180 видов птиц. Кое-кого из этого списка мы сегодня увидим вживую.

Едем дальше по гравийной широкой дороге в сторону прибрежного заповедника Калета Вальдес. По пути встречаем сначала много овец, а потом красивых гуанако из рода лам. Хорхе специально притормаживал, чтобы мы их рассмотрели получше. Иногда от звука двигателя убегали страусы. Рядом с солёным озером Салитрел гуляли несколько птиц, похожих на куропаток, но с хохолками на голове – это мартинеты.

Хорхе съехал с дороги и сделал крюк, чтобы показать нам местных сов и он не ошибся. Две совы сидели на песке, мотая головой и пялили на нас большие глаза. Вообще, изобилие местной фауны напомнило мне африканский национальный парк Серенгети, только там животные покрупнее и опаснее.

Пингвины Аргентины, броненосец и другие

Мы выехали к океану и сразу же увидели тех, кого очень хотели видеть. Вот они, пингвины Аргентины! Целая колония Магеллановых пингвинов, они здесь размножаются и выводят потомство. Их так много и они так близко, что мы снимали их прямо в милые мордашки. Они подходили к протянутой руке и мне даже удалось погладить одного по белой грудочке (хотя это в заповеднике запрещено, я не удержался). Некоторые пингвины грели на солнышке свои животики, а малыши резвились, гоняя друг за другом. Были и такие, которые сидели на яйцах в норах, из которых торчали только головы. Пингвины выглядят очень забавно, особенно смешная у них походка. Так близко я видел пингвинов впервые в жизни. Чудо!

Следующая остановка – Калета Вальдес, там, где узкий мыс, отделяющий океан от лагуны. Здесь мы совершили прогулку по тропинке среди колючих кустов к месту необыкновенной красоты. Перед нами открылся вид на синий океан и серое побережье. Напротив нас побережье изрезано зелёными шхерами, на которых нежатся огромные морские слоны. Эти млекопитающие с длинными носами иногда достигают 4 тонн и более. Можно было наблюдать, как один из этих великанов своей ластой ловко забрасывал мокрый песок на свою спину.

На обратном пути, у самого выхода, неожиданно мы заметили броненосца и рванули за ним с камерами. В этот момент я совсем забыл о своей травмированной ноге. Броненосец спрятался под мостиком, а когда вылез, то несколько человек окружили его со всех сторон, чтобы рассмотреть поближе. Но смелый броненосец прорвал кольцо и побежал подальше от людей в степь. Я не сдержался и бежал за ним, снимая на видео до тех пор, пока сотрудник заповедника не сделал мне замечание.

В Пуэрто-Пирамидес! В надежде увидеть китов

На обратном пути в город нас ждала ещё одна интересная остановка в деревне Пуэрто-Пирамидес. Это место называют раем для морских млекопитающих, также сюда приезжают понаблюдать за китами.

Совсем рядом с деревней кто-то очень громко и бесконечно ревел и мычал. Когда мы спустились с горы на обзорную площадку, то увидели перед собой лежбище из сотен морских львов. Некоторые были с гривой, как у льва и, задрав голову вверх, рычали, подобно своему сухопутному “брату”. Детёныши пытались подражать родителям, тоже задирая голову, но мычать они ещё не научились. Смешные такие!

В центре лежбища царило оживление. Там морские львы только что кого-то сожрали, потому что в океан стекала свежая кровь. Надеюсь, что это был не турист 🙂 А вообще, эти ластоногие питаются рыбой и моллюсками. Рыбу они преследуют с большой ловкостью, двигаясь в воде подобно птицам.

Рядом с лежбищем расположена специальная площадка для наблюдения за китами, заплывающими в залив. Для возбуждения интереса выставили пару огромных китовых рёбер. Мы пристально смотрели на синий залив, ждали, но киты так и не появились. Жаль, но пусть эта мечта останется на следующий раз.

Ещё в этих водах водятся касатки. На обратном пути Мелисса рассказала и показала фотографии, как они охотятся на морских котиков, лежащих близко у воды. В прошлом году одна молодая касатка по неопытности застряла в песке и ей помогали вернуться в океан сотрудники заповедника.

После ярких впечатлений из мира животных, город Пуэрто-Мадрин показался нам совсем неинтересным. А он и есть такой – обычный серый провинциальный городишко. А на пляже собрались чуть ли не все торговцы города, предлагающие свои товары туристам с прибывшего круизного лайнера. Только детям всё равно, – они резвятся на песке и купаются в грязной портовой воде.

Город контрастов – Буэнос-Айрес

30 января.  В 8 часов утра я и мои московские друзья – Дмитрий и Сергей, покинули шикарный круизный лайнер “Emerald Princess”. В порту Буэнос-Айреса закончилось незабываемое двухнедельное путешествие вокруг юга Латинской Америки. Немного грустно, но впереди новые открытия.

Сегодня у нас день расставания. Дима улетит через несколько часов домой, я уеду на север Аргентины, а Сергей останется в Буэнос-Айресе до завтра. Оставив вещи в номере отеля “Ибис”, мы поспешно отправились на пешеходную прогулку по центру красивейшего города Южной Америки. Сразу заметно, что город очень европеизированный, улицы и дома напоминают смесь Мадрида, Лондона и Парижа. В своё время каждый эмигрант привёз из Европы крупицу своей культуры и вложил свой вклад в создание Байреса, как называют город в просторечии.

Мы стоим на площади Пласа-дель-Конгрессо, напротив помпезного здания с колоннами – это Конгресс Аргентины. Этот аргентинский Капитолий своей архитектурой повторяет здание Белого Дома в Вашингтоне. В центре площади находится монументальный фонтан Лос Дос Конгрессос. А совсем рядом, перед скульптурой “Мыслитель” дети играют в футбол.

Проходили рядом с театром “Колон”, знаменитым центром балетного и оперного искусства Южной Америки. Дима интересно рассказывал нам, как однажды был в этом театре. Так мы пришли на площадь Пласа-де-Ля-Република с известным обелиском в честь 400-летия независимости Аргентины. Перед обелиском две огромные зелёные буквы “BA”, рядом с которыми мы, конечно же, устроили фотосессию. Это самый центр города, но приятно, что не перегружен автомобилями, как это обычно бывает.

В 12 – 00 мы расстались с Димой и он уехал в аэропорт. В такие трогательные минуты всегда хочется в новое совместное путешествие. Надеюсь, что так оно и будет в своё время.

Майская площадь – центр жизни Аргентины

После обеда мы с Сергеем продолжили гулять вдвоём по Буэнос-Айресу и пришли в самое сердце аргентинской столицы – на площадь Пласа-де-Майо (Майская площадь). По традиции здесь проходит большинство митингов и демонстраций. А ещё на площади находятся самые значимые достопримечательности города, смешанные с безликими коробками 1970-х годов. Например, тут стоит президентский дворец розового цвета. Недалеко выстроен главный аргентинский храм – Кафедральный Собор Буэнос-Айреса, рядом с которым бродят толпы народа, по большей части, туристы. Внутри есть гвардейцы, которые охраняют гробницу аргентинского героя Сан-Мартина.

На главной площади города всё смешалось, что отражает аргентинскую анархо-демократию. Взять, например, монумент Хулио Аргентино Року, который со своим войском истребил добрую часть индейцев в конце 19-го века, присоединяя к Аргентине южные земли. Хулио Рока – это аргентинский Гитлер, ставший национальным героем. В честь него названы улицы, площади, его лик печатают на самой ходовой стопесовой купюре. Неудивительно, что часто его монумент протестующие обливают краской, а заодно “красят” и здание мэрии.

А ещё на Майской площади проходит много различных праздников, главным из которых является ежегодный гей-парад, проводится во вторую субботу ноября. Стартует празднество прямо перед президентским дворцом. В отзывах пишут о том, что во время гей-парада по улицам с геевскими флагами проходят полуобнажённые представители сексуальных меньшинств, за которыми следуют верующие поклонники с крестами. Также к шествию присоединяются родители с детишками, пожилые люди и известные аргентинцы, открыто заявляющие о своей нетрадиционной ориентации. Подъезжают большие фуры с музыкой и танцами, народ танцует, много пьёт и принимает наркотики. А всю организацию праздника берёт на себя правительство. Вот такая она, Аргентина!

На прилегающих к Майской площади улочках тоже многолюдно. Мы забрели на пешеходную улицу Флорида, где народ погружён в шопинг, кричат менялы денег и повсюду сувениры. Кстати, об обмене валют. Не в каждом банке можно обменять деньги, а делать это у уличных менял рискованно. Мы использовали средний вариант – обменяли у хозяина магазина в его офисе, по хорошему курсу.

Районы Ретиро и Сан-Тельмо

В район Ретиро мы с Сергеем решили отправиться на метро. Для поездки покупается карта за 25 песо, которая пополняется на любую сумму в метрополитене или уличных киосках. Одна поездка стоит 7,50 песо, а карта действует также в автобусах с надписью “El colectivo”. Интересной особенностью многих станций метро является то, что лестницы с улицы спускаются прямо на платформы. А это означает, что пройдя через турникет, попасть на противоположную сторону не получится. Только если вернуться наверх и, заплатив снова, спуститься на нужную платформу.

В районе Ретиро находятся порт, вокзал и крупный автобусный терминал. На последнем я приобрёл билет на ночной рейс до города Посадаса, расположенного за 1 000 километров на границе с Парагваем. Собственно, это и было целью поездки в этот район. Достопримечательностей здесь немного, поэтому мы почти сразу же уехали в старую часть города.

На метро мы доехали до станции ” Independencia”, ближайшей к району Сан-Тельмо. У выхода из метро росли “беременные” деревья и крутились парни, предлагающие платную услугу “подсказать, как пройти”. Но до нужного района мы дойдём самостоятельно с помощью карты maps.me.

По пути зашли во дворик и присели на лавочке перекусить под огромным тенистым деревом. Посидели рядом со стеной, украшенной композицией из цветов с капельным поливом, отдохнули от жары. Рядом с нами, на спортивной площадке, тренировались парни-футболисты. Кроме футбола, в Аргентине ещё очень популярно танго.

Приближаясь к площади Доррего, мы уже издалека услышали мелодию танго. Здесь целый день танцуют самый популярный танец в Аргентине. Сейчас две пары по очереди исполняют танец, а благодарные зрители ложат деньги в специальные шляпы. Вообще, это красивый танец и увидеть аргентинское танго вживую, прямо на улице, я лично мечтал.

Улицы района Сан-Тельмо застроены старинными домами. Сергей даже нашёл много схожего с архитектурой Санкт-Петербурга. Многие здание требуют ремонта, но и они украшены цветами и различными орнаментами.

Буэнос-Айрес – огромный город, но интересный и с положительной атмосферой, что немаловажно. Только местами мусора многовато. Когда я буду здесь в следующий раз, то обязательно посмотрю и другие районы города.

Путь в Парагвай

Вечером было ещё одно расставание, на этот раз с Сергеем. Он очень культурный и внимательный парень, с удовольствием поехал бы с ним в новое путешествие. Сергей проводил меня до метро и мы расстались.

Мой комфортабельный автобус компании “Singer” отправился в 22-00 и взял курс на Посадас. В пути кормили дважды, вечером и утром, а кофе можно было пить, сколько угодно. Пассажиров почти не было и я удивился, что такой пустой автобус гонят за 1 000 километров. Устроившись в мягком кресле, я почти сразу же уснул.

31 января.  Проснувшись утром и посмотрев в окно, я не поверил своим глазам. Бесконечные зелёные равнины чередуются с лесами. Я увидел поляну перед хвойным лесом, на которой пасутся коровы и ходят лошади. Спокойная речка петляла посреди берегов, поросших ивами. Как же это похоже на моё родное Полесье! Стало так приятно и тепло на душе. Может быть поэтому в эти места эмигрировали многие украинцы в своё время?

Здесь, на северо-востоке Аргентины, городов не так много. Но зато повсюду ранчо, ранчо, ранчо… За небольшими домами фермеров отгорожены сначала маленькие участки, на которых разводят домашнюю птицу и свиней. А дальше отгорожены гектары территории, на которой пасутся коровы, овцы и лошади. Рядом с домом обычно стоит джип или даже два, пару раз видел маленькие самолёты.

В Посадасе я не стал задерживаться. Ближайшим автобусом уехал в парагвайский город Энкарнасьон. Перед мостом через Парану, которая является границей между двумя странами, в автобус набилось столько челноков с сумками, что стало тесно мне и моему рюкзаку. Но это обстоятельство уже не могло затмить положительного впечатления, которое я увозил с собой из Аргентины.